Центр" Системное Лидерство" Статьи Системный коучинг. Что значит работать с системой клиента в коучинге?

Системный коучинг. Что значит работать с системой клиента в коучинге?

Клиент связан со своей семьей, с организацией, где он работает, с профессиональным сообществом общим полем. Этот невидимый слой называют морфогенетическим полем, коллективной душой, есть и другие варианты названий. В системно-феноменологическом подходе мы называем это системой.
 
Благополучие всех систем основано на соблюдении всего трёх принципов. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, система создает паттерн, в который оказываются втянутыми люди, подразделения или даже целые организации. Таким образом система заботится о своём выживании.
 
Люди или организации ощущают нахождение в паттерне как проблему. Похожая ситуация все время повторяется или желаемое по какой-то причине невозможно. В то время как, для нас это проблема, для системы, к которой мы принадлежим, это решение.
 
Если на каждом новом рабочем месте ваш начальник – дурак, вы в паттерне. Здесь нарушен системный принцип порядка. Если ваши сотрудники не мотивированы, то вы не сможете восстановить это никакими командными сессиями. Здесь нарушен принцип обмена, и для повышения мотивации придется устранить дисбаланс в системе. Если от вас ушел сотрудник и увел с собой команду – это тоже про дисбаланс в обмене. Но если вы как руководитель, не переработаете это событие лично и не поможете с этим справиться коллективу, то включится третий системный принцип – принцип целостности. Его влияние на систему наиболее значительно.
 
В системном коучинге мы ищем, что именно система решает через нашего клиента. Какой из системных принципов в данном конкретном случае нарушен. И восстанавливаем это нарушение. Тогда проблема клиента решается сама по себе или перестает его беспокоить. Когда благополучна система, благополучен и сам клиент.
 
Майя ван дер Хейдт – Васильева