Временная позиция

Обычная задача менеджера – направлять людей. Ему необходимо находить правильное соотношение между тем, что нужно организации, тем, что может предложить сотрудник и тем, что он сам считает необходимым. Нередко проблемы, решение которых требует вмешательства консультантов и коучей, относятся к области настроек такого соотношения. Как результат, консультант рискует вплотную приблизиться или невольно преступить границы сферы ответственности менеджера, и стать частью системы организации.

Здесь необходимо найти и четко определить правильную позицию, исходя из которой лучше действовать в интересах целого. Позицию, на которой вы можете оставаться безоценочными и в то же самое время одинаково сопричастными всем частям системы. Присутствовать, но на почтительном расстоянии. Лучше всего с этой задачей можно справиться, сознательно занимая позицию временно приглашенного человека вне системы.

Такая позиция дает возможность уважать и усиливать внутренний порядок системы организации. Вам необходимо осознанно придерживаться скромной и временной роли, из которой вы в полной мере можете прочувствовать ответственность каждого члена организации. Как часто вас просят сделать работу, которую не может или почему-то не делает менеджер? Насколько легко вы можете ослабить менеджера, начав делать его работу за него? О чем «заявляет» команда, тепло принимая стороннего консультанта, так глубоко понимающего проблемы коллектива и так элегантно организующего процесс? О том, что менеджер их не понимает и не поддерживает! А о чем таким образом «заявляет» консультант? О том, что он, и в самом деле, лучше менеджера!

Ваша работа заключается в исследовании того, что ослабляет систему организации. Как только вы начинаете понимать, в чем здесь может быть дело, к чему может относиться данный симптом, или как только направление, в котором пойдут изменения, приобретает очертания — это время сложить ваши полномочия. Помогать системно значит помогать походя. Совсем недолго вы шагаете рядом, а потом отпускаете ситуацию, позволяя системе продолжать движение под действием ее собственной силы. Очень непросто удерживаться в этой непритязательной роли. Многие консультанты, коучи и интерим-менеджеры в тайне ждут восторженных аплодисментов и признания своего квалифицированного участия. А что, если вместо этого обратиться к исследованию самих себя и поискать, что подталкивает занимать позицию того, кто знает лучше?

Осторожно! Соблазн.

Вас пригласили поддержать команду, члены которой в личной беседе с глазу на глаз рассказывают вам все, что думают о своем менеджере.
Вы не успеваете заметить, как становитесь их советчиком и больше не одинаково сопричастны; вы смотрите на менеджера глазами его подчиненных. Ну и как теперь вы сможете помочь участникам ситуации найти решение общими силами? Более того, вполне возможно, что выслушивая сотрудников индивидуально, вы ослабляете их: ведь с информацией, полученной таким способом, вы не сможете сделать ничего путного. Вы превращаетесь в сильного «старшего брата», на которого они полагаются в решении своих проблем. Здесь стоит сказать: «Я призываю вас делиться со мной только тем, о чем я смогу говорить открыто в присутствии всех, включая менеджера. Остальное создает барьер между мной и вами и наделяет меня слишком большой важностью, а такую позицию я не хочу и не имею права занимать».

Антон де Кроон и Сибке Каат, отрывок из книги “Системное консультирование. Организация как живая система”
Перевод Светланы Котляренко